pyshch (pyshch) wrote,
pyshch
pyshch

Category:

Образование

Беседуя некоторое время назад с дитятей 13 годков от роду решил протестировать его на общую, так сказать, эрудицию. Тестировал выборочно, что в голову придет, но результат в общем показательный. Понятно, что девочке это все не очень интересно, но все-таки обучение - это не то чему научили, а то, что осталось.

История. Ленина не знает (знает, что был в XX веке, но кто и что сделал, дитё не угадало). Про войну знает (ну как не знать, оба прадедушки погибли, я рассказывал). Смутное время: фифти-фифти, но там и взрослые плавают. Тема реально сложная, да ее еще и освещают в школе не сказать, чтобы правильно. В общем хуже с одной стороны, чем я в ее годы, но у меня портреты с Лениным на каждой стене висели, а у нее нет. А в остальном я в общем тоже плавал.

Русский язык: тут я на порядок лучше, но она читает значительно меньше меня в ее возрасте (большинство ее сверстников еще меньше).

По географии познания крайне слабы, то есть материки еще туда-сюда, а вот конкретные страны, особенно малоизвестные, тут вообще швах. Хотя, где Египет знает (думаю тут еще история отложилась), и про Кипр в курсе (ибо ездила). Я географию знал примерно также, а что знал лучше, то был личный интерес.

Начал ее пытать насчет геометрии, и тут испытал неприятный сюрприз: она не знает что такое аксиома. Попросил учебник и еще раз неприятно удивился: учебник реально хреновый. И дело даже не в том, что я учился в физмат классе, а в ее учебнике про аксиомы не сказано. Все разбито на какие-то темы типа равностронние треугольники, но как это все прилепить к конкретной задаче нет ни малейшего представления. После прочтения все эти конструкции висят в воздухе и совершенно непонятно зачем и для чего они нужны. Мне непонятно, что про нее говорить? Да, у ребенка пятерка по геометрии и ее приглашали на олимпиады (не захотела пойти), а смысл?

Информатика. Когда нам в середине 90-х чудом купили домашний комп, то я осознал неприятную для меня вещь. Несмотря на то, что у меня была пятерка по информатике, а главное я в общем помнил практически все, что нам говорили на уроках, я не мог применить эти знания на практике, поскольку они не стыковались на 99% с тем, что стояло у нас на столе. Да я в курсе, что компьютер состоит из материнки, проца и оперативки, а в нем можно составить какую-то программу на бейсике. Да, это полезно, но дальше то что? Если бы не брат, мне бы пришлось осваивать DOS и Norton Commander самостоятельно.
Здесь примерно также. Ребенок с гордостью сообщил, что умеет складывать ячейки в экселе, и про торренты она знает и умеет, но в остальном провалы. Ей, конечно, помог смартфон, так и дистант, но все равно уверенным пользователем ПК ее не назовешь.

Биология. Там я ее не тестировал, ибо сам плаваю, но в прошлом году была прекрасная история. Весь класс жаловался, что учебник непонятный. Родители читали и тоже говорили, что непонятно многое: изложено путано, логические нестыковки и двусмысленности. В итоге написали письмо директору: попросили заменить учебник (было длинное письмо с анализом текста и примерами). Директор учебник оставила, а учителя сняла, поставила более сильного. Стало получше, ибо он с учебником почти не работает, у него свои материалы.

Литература: как у меня. Никак. Химии и физики у нее пока нету.

Физкультура. Теоретическая. Ну это вообще ад. Я бы за это убивал.

Итог грустный. Я, конечно, понимаю, что смотреть на школьника в середине процесса занятие неблагодарное, но очень четко заметна тенденция, которую я видел все прошедшие годы: школа учит отвечать на уроках и не учит остальному. Точнее человек должен это как-то восполнять сам. Если у него нет своего ярковыраженного интереса (а интерес вряд ли будет многонаправленным) или к этому не располагает среда, то он не будет знать ничего.

Ну и на закуску про вузы, всплыло сегодня в мордокниге:

Пару слов про высшее образование в ракетно-космической отрасли…
Многие вчера узнали про огромный конкурс в МГУ на Факультет космических исследований. Да, такие сочетания как «МГУ + Космический» рождают интерес, основанный на ожиданиях. Я не очень знаю кого там готовят и как. Сама программа к разработке техники имеет очень размытое отношение. Да и судя по всему, ни одной лекции на тему проектирования ещё прочитано не было. Набрано кажется всего три курса.
Тут я опять скажу про своё – проектирование средств выведения и разгонных блоков. Хотя думаю к обучению проектирования космических аппаратов различного назначения это тоже относится. Я очень плотно работаю с выпускниками ведущих аэрокосмических вузов нашей страны. В принципе у вчерашних студентов очень хорошая фундаментальная подготовка. Имеются хорошие знания в различных областях. Но на этом в основном плюсы заканчиваются. Студентов теперь не учат эти знания применять на практике. Студентов заставляют заучивать непонятные определения, формулы и т.п. Также их заставляют выполнять странноватые задания в виде курсовых и прочих работ. В основной массе эти задания являются крайне узкими и если и встречаются в реальной разработке, то в более простом и менее акцентированном виде. Например, за последние лет 10 я не встретил ни одного выпускника, который мог бы посчитать баллистику выведения РН именно с точки зрения выбора траектории, не говоря уже о выборе параметров ракеты. Их этому не учили в принципе. Также я не встретил ни одного выпускника, который мог бы выбрать основные проектные параметры РН, составить весовую сводку и т.п. Они тоже этого ни разу не делали в нормальном виде. Зато практически 100% выпускников просят выдать им методику как выполнять ту или иную задачу. Вот прям любую, какой бы не было и какой сложной или новой она не была. А ещё надо к каждому выпускнику приставить наставника, который всё будет разжёвывать и проверять сделанное. Вы представляете, что специалист делает работу и всё, что он сделал надо проверить… видимо проделав эту работу самому. И так каждый раз и по каждой задаче, подход очень сложно изменить, а иногда невозможно. Я общаюсь со многими руководителями в отрасли и все эту ситуацию подтверждают. Как мне сказал один из «реальных корифеев» - «Посмотри, что за последние лет 30 в этой области создано с нуля и подумай откуда взяться преподавателям, которые сами не знают как проектировать и создавать». Вот вам и ответ. Люди, которые никогда ничего сами не создавали и даже не участвовали в разработке преподают, вколачивая свои «знания» и подходы в студентов. Выковыривать потом всё это чудо из выпускников очень сложно, а иногда и невозможно. Поэтому конкурс может быть любой и оценки тоже. Только жизнь не обманешь, она всё расставляет на свои места. Надеюсь, что новые и реальные разработки пойдут, вырастут новые специалисты, которые реально будут знать и они пойдут хоть иногда преподавать свои практические знания.
Subscribe

  • Работают профессионалы

    На Камчатке ,безработному жителю позвонили мошенники пообещав 200 тыс. руб за поджог машины сотрудников полиции. Сославшись на давнюю нелюбовь к…

  • Докатились

    Жду давеча дитя с каратюков, хожу по коридору, краем глаза и мочкой уха наблюдаю, что творится в соседнем зале. А там активная фаза тренировки…

  • (no subject)

    Посмотрел тут который раз "Карты, деньги, два ствола". Если отвлечься от всех этих шуточек и подъ**ок, то это вполне себе производственный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Работают профессионалы

    На Камчатке ,безработному жителю позвонили мошенники пообещав 200 тыс. руб за поджог машины сотрудников полиции. Сославшись на давнюю нелюбовь к…

  • Докатились

    Жду давеча дитя с каратюков, хожу по коридору, краем глаза и мочкой уха наблюдаю, что творится в соседнем зале. А там активная фаза тренировки…

  • (no subject)

    Посмотрел тут который раз "Карты, деньги, два ствола". Если отвлечься от всех этих шуточек и подъ**ок, то это вполне себе производственный…