История. Ленина не знает (знает, что был в XX веке, но кто и что сделал, дитё не угадало). Про войну знает (ну как не знать, оба прадедушки погибли, я рассказывал). Смутное время: фифти-фифти, но там и взрослые плавают. Тема реально сложная, да ее еще и освещают в школе не сказать, чтобы правильно. В общем хуже с одной стороны, чем я в ее годы, но у меня портреты с Лениным на каждой стене висели, а у нее нет. А в остальном я в общем тоже плавал.
Русский язык: тут я на порядок лучше, но она читает значительно меньше меня в ее возрасте (большинство ее сверстников еще меньше).
По географии познания крайне слабы, то есть материки еще туда-сюда, а вот конкретные страны, особенно малоизвестные, тут вообще швах. Хотя, где Египет знает (думаю тут еще история отложилась), и про Кипр в курсе (ибо ездила). Я географию знал примерно также, а что знал лучше, то был личный интерес.
Начал ее пытать насчет геометрии, и тут испытал неприятный сюрприз: она не знает что такое аксиома. Попросил учебник и еще раз неприятно удивился: учебник реально хреновый. И дело даже не в том, что я учился в физмат классе, а в ее учебнике про аксиомы не сказано. Все разбито на какие-то темы типа равностронние треугольники, но как это все прилепить к конкретной задаче нет ни малейшего представления. После прочтения все эти конструкции висят в воздухе и совершенно непонятно зачем и для чего они нужны. Мне непонятно, что про нее говорить? Да, у ребенка пятерка по геометрии и ее приглашали на олимпиады (не захотела пойти), а смысл?
Информатика. Когда нам в середине 90-х чудом купили домашний комп, то я осознал неприятную для меня вещь. Несмотря на то, что у меня была пятерка по информатике, а главное я в общем помнил практически все, что нам говорили на уроках, я не мог применить эти знания на практике, поскольку они не стыковались на 99% с тем, что стояло у нас на столе. Да я в курсе, что компьютер состоит из материнки, проца и оперативки, а в нем можно составить какую-то программу на бейсике. Да, это полезно, но дальше то что? Если бы не брат, мне бы пришлось осваивать DOS и Norton Commander самостоятельно.
Здесь примерно также. Ребенок с гордостью сообщил, что умеет складывать ячейки в экселе, и про торренты она знает и умеет, но в остальном провалы. Ей, конечно, помог смартфон, так и дистант, но все равно уверенным пользователем ПК ее не назовешь.
Биология. Там я ее не тестировал, ибо сам плаваю, но в прошлом году была прекрасная история. Весь класс жаловался, что учебник непонятный. Родители читали и тоже говорили, что непонятно многое: изложено путано, логические нестыковки и двусмысленности. В итоге написали письмо директору: попросили заменить учебник (было длинное письмо с анализом текста и примерами). Директор учебник оставила, а учителя сняла, поставила более сильного. Стало получше, ибо он с учебником почти не работает, у него свои материалы.
Литература: как у меня. Никак. Химии и физики у нее пока нету.
Физкультура. Теоретическая. Ну это вообще ад. Я бы за это убивал.
Итог грустный. Я, конечно, понимаю, что смотреть на школьника в середине процесса занятие неблагодарное, но очень четко заметна тенденция, которую я видел все прошедшие годы: школа учит отвечать на уроках и не учит остальному. Точнее человек должен это как-то восполнять сам. Если у него нет своего ярковыраженного интереса (а интерес вряд ли будет многонаправленным) или к этому не располагает среда, то он не будет знать ничего.
Ну и на закуску про вузы, всплыло сегодня в мордокниге: